главнаяназад
Виньетка
Дмитриев день
Виньетка
Дмитриев деньДмитриев день (Дмитров день, Большие Осенины, Дмитрий Солоунский) — по народному календарю символизировал окончательный приход осени. Особенно почитается суббота, предшествующая Дмитриеву дню или выпадающая на него, когда справляют поминки-тризны по усопшим предкам. В церковной традиции — это день памяти святого Димитрия Солунского, отмечаемый православными 26 октября (8 ноября).
рус. Дмитров день, Большие Осенины, укр. Дмитра, Змитра, белор. Зміцер, серб. Митровдан, болг. Димитровден, церк. День св. Дмитрия, Дмитрий Солоунский.
В этот день Русская православная церковь почитает: великомученика Димитрия Солунского, великое и страшное трясение (землетрясение) бывшее в Царьграде, мученика Луппа, преподобного Афанасия Мидикийского, преподобного Феофила Печерского, архиепископа Новгородского, преподобного Димитрия Басарбовского, Болгарского.
Дмитрию Солоунскому возносят молитвы об оказании помощи на поле брани, а также о даровании мужества и терпения, об исцелении болезни глаз, о прозрении ослепших.
В древней Руси день великомученика Димитрия считался в числе больших праздников, службу совершал обычно сам патриарх, в присутствии царя. Дмитриев день отмечал завершение осеннего брачного сезона, так как только до этого дня (в преддверии рождественского поста и последующих праздников) можно было засылать сватов.
Гальковский Н.М. упоминает об осенней коляде в октябре: «тогда крестьяне дают хлеб зерном» колядовщикам. Можно предположить, что это происходило накануне Дмитриева дня, как пограничного между летней и зимней половиной года.
Дмитриев день считался началом полугодия, называемого у сербов «митровско» (дмитриевское) и продолжающегося до весеннего Юрьева дня 23 апреля (6 мая), который открывал второе, джурджевско (юрьевское), полугодие. Пограничный характер праздника отразился в поверье, согласно которому в ночь на Дмитриев день (как и на Юрьев день) ведьмы сбрасывают с неба луну, превращают её в корову и доят (ю.-болг.).
Дмитриев день был началом зимы, отсюда пословицы: «В Дмитриев день зима лезет на плетень»; «Пришёл к нам святой Дмитрий на белом коне». В Болгарии говорят: «Святой Димитр приносит зиму, а святой Георгий — лето». В одной народной сказке оба святых — близнецы-братья. За святым Дмитрием — старшинство. Он ездит верхом на огненном коне и является властелином зимы. По болгарскому поверью, в Дмитриев день «дядо Димитър» тряс своей белой бородой и из неё сыпался первый снег.
В некоторых горных районах центральной части Болгарии этот день называют «полезником» — так называют гостя, который первым перешагнул порог дома. Если он человек добрый и зажиточный, то и будущий год уродится богатым.
У южных славян Дмитриев день считался основной хозяйственной границей года, отделяющей летнюю его часть от зимней. День, следующий за Дмитриевым днем, назывался во многих местах разпус. Тогда заканчивались сроки долговых обязательств и хозяйственных договоров, наниматели расплачивались за полгода работы со слугами, овчарами, пастухами, после чего заключались новые договоры на следующую половину года. В Македонии в Дмитриев день в селе устанавливали новый деревянный календарь, на котором обозначали размеры долгов, а также имена должников и заимодавцев. Дмитриев день обозначал также завершение скотоводческого года, начинающегося в день св. Георгия, а сами святые Юрий и Димитрий считались покровителями скота. В связи с этим овчары, чабаны и пастухи устраивали празднества в корчме, которые длились несколько дней, кололи курбан, посещали «сборы» в соседних селах.
В центральной Словакии в этот день был большой праздник у пастухов овцеводческих деревень. Главный пастух, его помощники и владельцы овец производили окончательный расчёт. После раздачи овец хозяевам главный пастух и валахи сразу же отправлялись на торжественный ужин, который устраивался на общие средства.
По древней традиции, суббота перед этим праздником посвящается поминовению родителей. День поминовения установлен Дмитрием Донским по воинам, павшим на Куликовом поле.
«Живы родители — почитай, умерли — поминай».
Следующий за Дмитриевом днем день св. Нестора у болгар и сербов принадлежал к «мышиным» праздникам. В Лесковачкой Мораве в сам Дмитриев день совершалось ритуальное изгнание мышей. У сербов Косова Поля 27 октября (9 ноября) , в день, называемый «слугой святого Димитрия», запрещалось открывать сундуки, чтобы у змей не раскрывались пасти. В некоторых регионах Дмитриев день связывался с волчьей темой. У восточных славян считалось, что с Дмитриева дня до весеннего Юрьева дня «волки распущены» и потому нападают на скот. К Дмитриеву дню приурочены запреты шить, кроить полотно, прясть, ткать, чесать шерсть, работать со скотом, чтобы избежать нападения волков на овчаров и на стадо.

Поговорки и приметы
Покойнички на Русь Дмитриев день ведут; покойнички ведут, живых блюдут. Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота. В Дмитриев день и воробей под кустом пиво варит (Ярославская губ.). «До Дмитра дівка хитра, а після Михайла — хоч за попихала» (укр.). До Дмитра девка хитра, а после Дмитра ещё хитрее (вышед замуж) (южн.). «Да Дзiмiтра баба хiтра, па Дзiмiтры — мужчыны хiтры» (белор.).
Дмитриев день — зима уж лезет на плетень. Коли отдохнут на дедовой неделе родители (случится оттепель), то и всей зимушке-зиме быть с мокрыми теплинами. Если на Дмитрия оттеплеет, то и всей матушке-зиме быть с теплинами. Коли отдохнут на дедовой неделе родители (случится оттепель), то и всей зимушке-зиме быть с мокрыми теплинами. Коли Дмитриев день по снегу, то и Пасха по снегу, а Дмитриев день по голу (без снега) — и Святая по тому. Дмитриев день по голу — Святая тёплая. Дмитрий на снегу — весна поздняя.

источник

Виньетка
главнаяназад
Яндекс.Метрика