рус. Фролов день, Лошадники, Хролов день, Фролы, Фрол-день, Флор и Лавр, День свв. Фрола и Лавра, Флор и Лавр — лошадники, Конский праздник, Лошадиный праздник; белор. Конскае свята, Рабiнавая ноч, Гарабінава ноч, Капыты, Храл і Ягор'е.
В этот день с утра крестьяне прикармливали лошадей свежим сеном и овсом, заплетали им гривы пёстрыми лоскутками. В некоторых местах совершалось освящение воды. После обедни за церковной оградой кропили приведенных лошадей святой водой. Это, по мнению крестьян, «охраняет коней ото всякого лиха»: «умолил Фрола-Лавра — жди лошадям добра!».
Хозяева выводили своих коней на луг, чистили их, с ладони закармливали овсом. Поили лошадей из зимней шапки, в которую клали серебряную монету. Верили, что это этого «лошади добреют и не боятся лихого». Потом серебряную монету скрытно клали под яслями и закладывали соломой. Хозяин творил обряд лошади: выводил поутру животное во двор, взяв упряжь, обвязывал ею по солнцу, посолонь ноги лошади, начиная с передних, и приговаривал:
Стану поутру, по раннему, выйду на сильный ветер, на лёгкий воздух, и возьму осиновую веточку, и стегну трижды по холке, и повяжу упряжью из-под правого копыта да кругом обнесу, чтоб гуляла моя лошадушка по-старому, чтобы тянула воз по-прежнему! |
В некоторых местах в этот день устраивали конные соревнования между деревнями. В обычае была и обрядовая выпечка: в Орловской губернии — в форме подковы, в Рязанской губернии — в форме двухголовых коней.
В степных губерниях с этого дня начинались «помочи» — работы, предпринимаемые всем селом в пользу вдов и сирот. Народ говорит: «На вдовий двор хоть щепку брось». На таких сходках косили сено, сжинали хлеб, удобряли поля, рубили дрова, молотили снопы. Все эти работы имели свои названия: полотушки, потрепушки, супрядки, назьмы, дровяницы, сеновницы. Помочи у зажиточных людей сопровождались угощениями. Для рабочих тогда выставлялись на дворе столы с пирогами или калачами, кадки с брагой, сулейки с вином. Такое угощение продолжалось во всё время работы.